Для успешной организации любого бизнеса сегодня просто необходимы современные программные средства, позволяющие автоматизировать те или иные бизнес-процессы, тем самым усовершенствуя их.
Деятельность любой организации представляет собой совокупность взаимодействующих бизнес-процессов. Бизнес-процесс – совокупность видов деятельности, направленных на преобразование входов в выходы с целью выпуска продукции или оказания услуги, удовлетворяющей требования потребителя. Конкурентоспособность и прибыльность предприятия напрямую зависит от эффективности бизнес-процессов.
Автоматизация – способ управления бизнес-процессами с использованием информационных технологий. На сегодня такой подход используется в самых разных областях и его выбор не зависит от размера организации.
Для практического выполнения описания, анализа, оптимизации и автоматизации бизнес-процессов существует множество различных техник, подходов и программных продуктов, работают обучающие и консультационные организации.
Бизнес-процессы любой организации можно разделить на следующие группы:
Автоматизация бизнес-процессов помогает улучшить качество продукта (услуги) и способствует прозрачности управления. За счет уменьшения участия человека, автоматического принятия решений в заранее известных ситуациях, учета большего объема информации и использования технических и программных средств автоматизация позволяет:
После оптимизации бизнес-процессов анализируют возможности автоматизации. Ручное выполнение предпочтительнее, а автоматизация может быть невыгодна в следующих случаях:
Определение целей автоматизации
Для принятия решения о начале работ по автоматизации необходимо установить стратегические цели автоматизации.
Формализация бизнес-процессов
Для описания бизнес-процесса определяют его входы и выходы, подпроцессы, последовательность выполнения, движение информации, взаимосвязь, ресурсы, ограничения и т.д.
ля описания бизнес-процесса также используются характеристики его результативности и эффективности, например: время выполнения, стоимость, уровень качества, стабильность, точность. В результате составляются модели бизнес-процессов «как есть».
Оптимизация бизнес-процессов
Полученные модели анализируют, формируют модели «как должно быть» и разрабатывают мероприятия для достижения бизнес-процессами расчетных параметров. В результате бизнес-процессы выстраиваются так, чтобы исключать задержки и необязательные или лишние операции.
Результатом оптимизации может быть реорганизация организационной структуры предприятия или реинжиниринг бизнес-процессов.
Разработка технического задания
При участии владельцев процессов определяются конкретные задачи.
Кодирование бизнес-процессов и разработка должностных инструкций
Кодирование осуществляет чаще всего организация по внедрению. Разработка должностных инструкций на данном этапе облегчит последующее обучение персонала и эксплуатацию системы.
Обучение персонала
После внедрения всегда происходят изменения, требующие обучения работников. На данном этапе может возникнуть сопротивление работников изменениям.
Опытная эксплуатация
Эффективность внедренной системы может быть объективно оценена.